Князь-Владимирский собор, расположенный в старейшей части города – на Петроградской стороне, занимает особое место среди православных святынь Санкт-Петербурга. История храма непосредственно связана с трёхвековой историей города.
К западу от строящейся Петропавловской крепости в начале 18 века простиралась низменная заболоченная местность, получившая название «Мокрушка». По преданию, её первопоселенцы уже в 1708 году устроили здесь скромную деревянную церковь св. Николы на Мокрушке. Позднее, в 1710-е годы на её месте был возведён мазанковый Успенский собор.
Традиция строительства Успенских храмов на Руси восходит к Киевскому периоду её истории. Из Киева она перешла во Владимир, а затем - в Москву. Именно Успенские соборы трёх древнерусских столиц стали символом Святой Руси – «Дома Пресвятой Богородицы».
В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с мазанковым собором Успения на Мокрушке был заложен каменный храм, но вскоре финансирование прекратилось. В царствование Екатерины II, в 1765 году, был объявлен конкурс на лучший проект храма , победителем которого стал архитектор Антонио Ринальди. Он является ураженцем Италии, как и его предшественник, Аристотель Фиораванти тремя веками раньше воздвигнувший Успенский собор Московского Кремля. В своём проекте А. Ринальди мастерски передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни самого храма.
Пятиглавый собор на Петербургской (ныне - Петроградской) стороне занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов Невской анфилады Зимнего дворца.
8 сентября 1772 года в соборе освятили Успенский придел, а на следующий год после празднования 800-летия Крещения Руси, 1 октября 1789 года был освящен главный престол храма во имя св. равноапостольного князя Владимира. Позднее, слева от главного алтаря устроили ещё один предел – Никольский.
С 1845 года собор стал кавалерским. Орден святого Владимира учредила императрица Екатерина II «в поощрение службы военной и гражданской». В орденской иерархии он занимал 2-ое место после высшей награды Росси – ордена св. Андрея Первозванного. Последний орденский праздник в соборе был отмечен в 1916 году.
В трудные послереволюционные годы храм оставался действующим. С 1938 до 1941 он имел статус кафедрального собора Ленинградской митрополии. Тогда же под его колокольней находилась келья митрополита Алексия (с 1945 года – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I). В этот же период, в сентябре 1940 года в собор перенесли чудотворную Казанскую икону Божией Матери.
Началась Великая Отечественная война. Все 900 дней блокады собор являлся одной из главных духовных твердынь города-фронта. Голодная смерть косила и клириков, и прихожан, но утренние и вечерние службы в храме не прерывались ни на один день. В октябре 1943 года все три священно служителя Князь-Владимирского собора были удостоены медали «За оборону Ленинграда».
В послевоенные годы собор стал активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви. Его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных Церквей. Особую память о себе оставил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) – один из горячих молитвенников за Россию в годы Второй Мировой войны. В 1947 году он совершил в соборе акафист перед Казанской иконой Божией Матери и возложил корону на чудотворный образ. Ныне эта икона возвращена в кафедральный Казанский собор, а особо чтимой святыней Князь-Владимирского храма является старинный список петербургской Казанской иконы, равный оригиналу «мерою и подобием».
В 1951 году интерьер храма пополнили два отделанных под малахит мемориальных киота для чудотворных икон Божией Матери – Казанской и «Скоропослушницы». Именно они превратили Князь-Владимирский собор в памятник победе в битве за Ленинград в Великую Отечественную войну.
Князь-Владимирский собор, вмещающий до трех тысяч прихожан сочетает особенности базилики и крестово-купольного храма. Его главный неф шире и выше боковых и освещен светом верхних окон. Интерьер имеет очень сдержанный декор. В этом храме ничто не отвлекает внимания от молитвы. Прекрасная акустика и резонанс предают совершаемым в соборе богослужениям поистине небесное звучание.